Вопрос на засыпку и сегодня, не так ли? Все понимают, что «душа» – есть, даже некоторые ученые пытались ее измерить, но как-то не срослось. Верующие люди трактуют этот вопрос по-своему, материалистам сложнее – они спорят друг с другом, но ни те ни другие не отрицают, что что-то есть. Правда, трактовка этого понятия и сегодня слишком туманна, чтобы всем сторонам прийти к какому-то консенсусу. Кстати, и у древних людей тоже не было единства – полный разброд и шатания.
Какая она?
В самые давние времена с душой связывали образ ветра, огня и небесных светил, потому что они больше всего поражали воображение. Например, у древних славян существовало поверье, что звезды появляются на небе с рождением человека и падают во время его смерти.
Позже душу представляли в виде легких крылатых существ : фантастических зверей, птиц и бабочек. Еще позже – образуется антропоморфическое представление о душе – славянские русалки, германские эльфы и валькирии тому подтверждение.
Дом для души
У многих древних народов местом обитания души значилось чаще всего сердце. Наблюдая за тем, как враг истекает кровью, а затем – умирает, местом обитания считали и кровь (папуасы называли кровь «душою»). Древние жители острова Фиджи считали душой тень, отражение в воде или зеркале.
Индейцы племени дакота считали, что храбрость (часть души) находится в печени, у полинезийцев – в области живота, у сиамцев – в сердце.
Древние люди также замечали связь души и тела. Считалось, что тело заболевает, когда душа «украдена», «заколдована» или не желает выполнять свои обязанности. Например, грендландцы пытались лечить больную душу тем, что «меняли» ее на здоровую, например, «душу» зайца. Некоторые народы считали, что душа бродит от одного органа к другому, нарушая гармонию в теле, поэтому для лечения недугов индейцы, например, ловили «беглую душу» и «сажали» ее обратно в голову.
Путешествие в мир иной
В том, что душа способна перемещаться, древние люди убеждались во время сновидений, когда им снились другие места и неведомые события. Они не могли объяснить этого ничем, кроме возможности души блуждать в пространстве и времени. Сны об умерших родственниках убеждали в наличие другого мира, куда путешествует отделившаяся от тела душа.
О возвращении беглянки на землю люди судили по тому, что новорожденные дети часто походили на своих умерших родственников. Представление о существовании другого мира шло по мере развития географических знаний. Куда только не отправлялись умершие души в легендах и мифах – и на небо, и под землю, и на облака, все дальше и дальше от дома.
Изучая предания древних и первобытных народов, ученые заметили, что многое в их представлениях совпадает – душа в загробном мире ведет такую же жизнь, как и на земле, только лучше, для чего в могилы клали лучшие одежды, украшения и даже любимых слуг.
Путь на тот свет представлялся трудным и сопряженным с опасностями : индейцы Кри должны были переплывать через поток вонючей воды, у некоторых народов путь преграждают змеи и крокодилы. Многие обычаи, например, сжигание трупов, при котором душа вместе с дымом поднималась в небо, связаны были со стремлением облегчить ей путь на тот свет.
«Ноmo sapiens» 21 века
И вот теперь, после беглого экскурса, подумаем, что знаем мы, живущие в 21 веке, «когда космические корабли бороздят просторы вселенной», о душе, ее существовании и дальнейшей судьбе?
Мне кажется, нисколько не больше, чем наши предки. Верующие и религиозные люди пребывают в своих реалиях, буддисты – в своих, эзотерики и мистики думают свое – как и тысячи лет назад.
И только материалисты пытаются при помощи науки объяснить все физиологией и работой мозга. На сегодня заслуги нейрофизиологии таковы, что многое становится понятно – например, как формируются сновидения. Ученые говорят, что полный сон состоит из пяти кругов сна, во время которого идет медленный и быстрый цикл, когда мозг то бодрствует, то отдыхает. Во время быстрого цикла мы видим сновидения, когда идет «переукладка» информации в ячейках памяти, во время медленного цикла идет восстановление энергетических ресурсов мозга, в это время мы сны не видим.
Это только маленький пример того, что науке уже известно. Я, не будучи специалистом, не берусь об этом рассуждать. Доказано, что сон – это не путешествие души, а продукт работы нашего мозга, правда, еще недостаточно изученного.
«Душа» в лингвистике
Теперь возьмем понятие – «душа», с которым тоже не все ясно, но можно оттолкнуться от устойчивых языковых конструкций и словосочетаний, чтобы в этом разобраться.
Мы говорим – « душа болит», «душа поет», «душа ноет», «на душе тяжело». О чем это? Этими словами мы только лишь выражаем свое мироощущение, психологическое состояние радости, печали, уныния и так далее. Состояния эти связаны всегда с обстоятельствами нашей жизни или нашими оценками ее. Мы расстроены – этот посыл идет в мозг, а тот в свою очередь направляет эти негативные сигналы организму.
В результате этого – у кого-то болит сердце, у кого-то – голова, у кого-то – желудок. С точки зрения древних – «душа гуляет по телу», и ее надо вернуть «в голову», а с точки зрения современной науки – успокоиться, выпить валерьянки или чего покрепче, изменить жизнь или отношение к ней. Короче – «поставить голову на место». Почти как у древних индейцев.
Поэтому у меня вопрос – «душа у нас болит» или мысли наши вызывают эту «болезнь»?
Но ничто не является доказательством для людей верующих или мистиков – понятие веры снимает все противоречия, связанные с трактовкой и поисками «души».
Что впереди?
Что будут думать о душе наши потомки, которые в недалеком будущем смогут разрешить самые сложные вопросы, мне неведомо, но я надеюсь, что эти знания не пойдут им во вред. Многочисленные фильмы о внедрении в мозг человека всевозможных чипов и капсул, способных им управлять, являются предупреждением о том, кому и чему могут служить новые знания.
Я надеюсь, что на некоторые вопросы ответ так и не будет найден, и пусть что-то останется, как и сейчас – «чужая душа – потемки».
Уникальность: 100%
https://text.ru/antiplagiat/5ad609cef3754
Рисунок автора.
До встречи на Голосе! С любовью, ваша @sofya
Гипнотерапевт Майкл Ньютон пишет о душе, как о сгустке энергии в виде небольшого шара.
@urri, любопытно, конечно) Кто видел и чем измерял? Читала много про подобные опыты, физики их критикуют... Да и чем этот подход отличается от индейского? Я и говорю - каждый при своем остается, эзотерики - с энергиями, религиозные люди с раем и адом, материалисты - с изучением нейрофизиологии)
Видели его пациенты во время сеанса регрессивного гипноза. Помню еще в видео образования кругов на полях были светящиеся шары(больших размеров) -
Помню еще в Битве Экстрасенсов видеокамера засняла два движущихся шара.
http://prizrakof.net/realnye-foto-prizrakov-v-devyatom-vypuske-devyatoy-bitvy-ekstrasensov
Верить конечно этому не надо, просто похожая информация из разных источников.
Ну не знаю)) Науке сие не известно))
Думаю всему свое время, мы, как техническая цивилизация, еще очень молоды.
Все может быть)
Науке многое еще не известно ).
буддисты не признают душу
Подписывайтесь и читайте нас в обзорах @psk
Не до баррикад в собственной глуши.
И во мне самом больше ни души
© М.Туз
Бывает)), Эд...
Радуюсь возможности прочитать твое мини-исследование, @sofya! Для меня вопрос не стоит - есть ли у меня душа. Конечно есть и обитает в глубине моего сердца. Именно потому мудрые предки говорили: Слушай своей сердце. Казалось бы, чего его слушать, оно ж просто кровь перекачивает.))). Но все не так, как кажется. Благодарю , Сонечка!
Танечка, @dobrotanya, конечно, у поэта не может не быть души, это мы, материалисты бродим в потемках))
Вы интеллектуалы, а мы все на веру принимаем, как дети малые ))). Без логического пояснения, на ощущениях. ) Обнимаю!
Если дважды два четыре все договариваемся, что так и есть, о с душой - одни вопросы, ответов - миллион)
Конечно, Душа - это ж частица Бога в нас, как ее уложить в дважды два ).
Вопрос веры в Бога - это личное, интимное, вечный спор материалистов с идеалистами)
буддисты не признают душу
@vpervye1
С буддизмом вообще засада - у китайцев одно, у индусов другое. Песенка Высоцкого про переселение душ, конечно, юмористическая, и все же переселение или новое рождение в этой религии есть, но вопрос душа это переселяется или что-то другое - для меня открыт. Я не настолько хорошо знаю этот вопрос.
Ваш пост поддержали следующие Инвесторы Сообщества "Добрый кит":
aim, analise, narin, max-max, aivanouski, lenutsa, amelina.elena, brika, bag, nikulinsb, aleos, benken, vp-cosmos, dobrotanya, ed-cetera
Поэтому я тоже проголосовал за него!
Узнать подробности о сообществе можно тут:
Разрешите представиться - Кит Добрый
Правила
Инструкция по внесению Инвестиционного взноса
Вы тоже можете стать Инвестором и поддержать проект!!!
Если Вы хотите отказаться от поддержки Доброго Кита, то ответьте на этот комментарий командой "!нехочу"
dobryj.kit теперь стал Делегатом! Ваш голос важен для всего сообщества!!!
Поддержите нас:
Я думаю - души нет вообще. Если б была - мы как-то подушевнее жили... Я думаю - есть материя, а душа нематериальна, поэтому - её нет. Это материализм называется. Я по нему зачёт сдавал, так что я в нём спец. "Хорошо" получил.
Все живут по-разному, и окружение разное. Каждый в своей реальности, хоть вроде и бок о бок и в одно и то же время. ) Пример - крупные бизнесмены ( я имею ввиду богатых и знаменитых) , криминальный мир ( настоящий криминал, уголовщина в чистом виде), люди, занимающиеся духовными практиками. Три сообщества. абсолютно по-разному ощущающие жизнь, с разными целями, приоритетами, знаниями, ценностями. Но все иногда вспоминают о душе - когда плачут под блатные песни, когда верят в реинкарнацию души и Колесо Сансары или когда вдруг начинают отдавать десятину на благотворительность.
Танечка, это не про душу, это про мораль и совесть, которую люди называют "душой")Путаница в понятиях - лингвистика чистой воды. Кто и что называет душой...Или эти люди боятся Ада или совесть проснулась)
Соня, душа - единственное что всех нас объединяет. И это то, что у всех нас от Бога. Почему и вспоминают все о душе, и хотят спасти душу покаянием, и заботятся о чистоте помыслов , дел, мыслей. И практики называются духовными, и болезни - душевными. Душа настолько важна для каждого, что когда с ней не в ладах... то и жизнь наперекосяк... Душа должна быть спокойна. На Душе должно быть легко. Только тогда человек счастлив. Важней души, по сути, у нас и нет ничего. О душе вспомнил? Душеприказчик? Духовный наставник. душевные стихи. )) Какой огромный смысл во всех словосочетаниях со словом душа и душевный. А тело - сосуд для души. Даже у тех, кто о душе вспоминает, когда уже поздно...
Танечка, все так, но согласись, что душой рулит разум - отсюда и мысли об очищении, осознания, выводы. Разум ею управляет. Не осознал человек - душа спит, ведь так? Знаешь, чем буддисты занимаются во время своих медитаций? "Успокоением мятущегося разума" - я такое читала, так ведь и есть. Душа= совесть.
Мы на эту тему говорили как-то в кругу подруг, съехавшись из разных стран на встречу с одним из коучей... Так вот, моя подруга сказала - я всегда слушала свою Душу и всегда делала так, чтобы никому не было больно. Никому, кроме СЕБЯ - она делала хорошо родителям, ибо совесть ей так диктовала, а душа звала в другой город и другой ВУЗ, но родители волновались и она отказалась от мечты учится в городе у моря и на другую специальность. По совести и по душе - абсолютно разные вещи. Совесть - это ограничения воспитания, социума. А Душа - это только твое, что тебе нужно, чего ты желаешь, о чем мечтаешь... И тут вопрос выбора - по совести поступить (порой в ущерб мечте) или по Душе () в ущерб якобы кому-то).
Тогда Душа=подсознание, а совесть=сознание.
Наверное , Сонечка.
@nikulinsb, Ник, пожалуй я с вами соглашусь, поскольку я тоже сдавала "диамат" и даже на "отлично",но лишь отчасти. Вот есть вопрос. на который нет ответа пока - что есть жизнь, то есть, что делает нас живыми? Вот мы, живые, ходим, едим, думаем, и вот - мы умерли, капец. Что произошло? Верующие говорят, что душа покинула тело, а материалисты что скажут?
А материалисты скажут - а у кота есть душа? А у рыбы? А у микроба? А они тоже живут и умирают.
Этот ответ материалистов - понятен, а верующий скажет, что душа есть у всех живых. Мне кажется что наличие-отсутствие души, как и вопросы наличие-отсутствие Бога, вопрос веры. Я тоже скорее материалист, и стараюсь найти рациональные объяснения многим вещам, но ведь и таинственного и непонятного тоже хватает в этой области.
А когда я беседовал с представителями культа - они говорили, что человек тем и отличается от животных, что у него есть душа... А у тех - стало быть - нет. И уж совсем не может быть души у какого-нибудь таракана... Это у индуистов с буддистами всё живое имеет равные права, но даже у них растения, к примеру - души не имеют - хоть они также живут и умирают.
Да, наверное, так.. И все же вопрос ,на мой взгляд, и сегодня, как и тысячу лет назад, остается открытым - что такое душа - никто толком ответить не может, поскольку понятие есть, а толкований его столько, что мы никогда друг друга не поймем. Как древние индейцы не поняли бы древних же славян. Только материалисты, отрицающие ее наличие (опять же без единого толкования), могут договориться.
@sofya, вы невероятно интересную тему подняли. Мы с вами агностики, как уже выяснилось, и я определение души не могу дать ни с какого ракурса. Можно каждому человеку только бесконечные примеры приводить, и у всех они будут разные.
Вот ушел член семьи из дома в мороз без шарфа. Я выхожу на улицу, чувствую, что ветер сильный дует и холодно, и у меня начинает "болеть душа" за него. Я переживаю, а вдруг ему холодно, неуютно, он может заболеть...А дочка мне говорит:" Мам, у тебя повышенная тревожность". Она даже ухом не поведет на ту же ситуацию. Получается, что наличие души - это определенный тип нервной системы. Умение сопереживать, сострадать, "влезть в шкуру" другого человека, то есть способность к эмпатии. Умение любить,наконец (а ведь далеко не каждый человек способен на это чувство).
А вот еще интересное наблюдение. Происходит какое-то событие малозначительное, но неприятное. На какое-то время оно забывается из-за других дел, но человек чувствует, что что-то неведомое его тревожит, что называется "на душе нехорошо" и, покопавшись в памяти, он выуживает эту ситуацию на свет божий. Вопрос, когда ему на душе нехорошо, что в это время с ним происходит физически?. Да вроде ничего.Но ему плохо, неуютно.В этот момент, мне кажется, работает каким-то образом память, которая подсовывает человеку законсервированную информацию. Но опять же это относится к тревожно-мнительному складу личности.То есть мы опять приходим к специфическим психическим процессам, происходящим далеко не у каждого человека.
И я склонна думать, что все-таки душа, это нечто, что напрямую связано с сознанием и способностью оценивать, анализировать и переживать, то есть, в конечном итоге, с разумом, с деятельностью мозга. Хорошо бы к этой теме подключить специалистов - биологов, нейрофизиологов и проч. умную братию, но только не церковников - я совсем не люблю бездоказательных рассуждений, пляшущих от веры неизвестно во что...
Лариса, @abracadabra, мы с вами в унисон -как филологи разбираемся. Получается, что "Черствая душа" или "добрая душа" - это способность к эмпатии, как вы правильно заметили. Все эти словосочетания только отражают наше психическое состояние, реакцию, состояние нервной системы. А нейрофизиологи скажут то же - душа - это работа мозга, который посылает сигналы, от чего наша "душа" или страдает, или поет. Правы были древние индейцы, когда "возвращали душу в голову". А еще - "душа в пятки ушла " - тоже состояние. Получается, что вопрос души - вопрос веры, пока ее физически не обнаружили.
У материалистов не может не быть "единого толкования" - нет никакой души и не было никогда - и о чём здесь толковать? Пусть тот, кто считает, что она есть - докажет её существование. Только и всего. Вопрос решается очень просто - как и с наличием Бога. Первый научный атеист был Ирод Великий - когда к нему привели Христа, он сказал - ты Бог? О-кей. Докажи. Пройди по воде, воскреси мёртвого - да что угодно! Но промолчал Иисус и его увели.
Так и есть - докажите, покажите, согласна! А муж мне, например, и говорит, и как же нейтрино и кварки всякие, которые никто не видел, а только теоретически нашли? Вот ведь засада - сколько еще темных пятен) Хотя он тоже материалист, но отрицать что-то, если его найдут, мы не будем, правда, Ник? @nikulinsb)
при всём уважении к нашим предкам они не знали анатомию и физиологию настолько, насколько она известна нам, сейчас единственное, заслуживающее внимания определение души можно записать так:
Душа - вымышленный орган, которому приписывались функции других органов, пока они не были достаточно изучены
@fainder
С этим понятием так никто договориться и не может, отсюда - путаница)Все-таки - это не орган, это наполнение человека - мысли, чувства, мораль-все, что мы называем личностью, скорее.
В религии практически ни о чём нельзя договориться, сами понятие не определены. Вот что такое бог, например? Из чего он состоит? Как работает? Как построить своего бога? Лишь пастафарианство даёт частичные ответы.
Ну а всё, что вы назвали - это лишь результат работы нейронов, вполне измеряемый, наблюдаемый. Кстати, раз уж зашла речь о морали, то буквально ночью смотрел неплохой ролик о ней
@fainder
Вечный спор материалистов с идеалистами) Я сама скорее агностик, читаю Ричарда Доккинза, за - науку и прогресс.Ролик очень интересный, спасибо) Я что-то такое интуитивно подозревала, что без религиозного воспитания можно быть вполне моральным человеком) Пастафарианство - атеизм в чистом виде, смешно и весело)
Я, как сертифицированный пастафарианин, настоятельно прошу не оскорблять мои чувства верующего человека!
Что до вечного спора, то здесь вы правы, сколько идеалистам не давай доказательств, они всё равно остаются верны своим выдумкам. Как дети, честное слово. Хотя среди них немало умных людей
Имеют право) демократия на марше)
Как там у классика, что-что, а право вы имеете.
Мне просто обидно, что детей учат мракобесию, а ведь основной путь к вере - это именно приучение с детства и даже один из непоследних попов признавал, что если детей не вести к богу, то взрослые к нему не придут. А что такое бог? - правильно, инструмент контроля власти.
Спросите своих знакомых, которые называют себя христианами об их святых. У них так много великомученников и не одного великосчастливца!
Счастливым бог не нужен. Кстати, статистика на моей стороне
Я с вами согласна) мракобесие - это первое, что приходит на ум при упоминании РПЦ. Мои религиозные знакомые многие не так уж безгрешны - обычные люди, а поклоны кладут в надежде на будущий рай... Одна так и говорит :"Я боженьку боюсь..." Человек закончил университет, биофак, я в шоке)
@vik 100%
Очень интересно
Прошу прощения за незваное вмешательство в вашу дискуссию с dobrotanya о природе души, но, думаю, что мне есть , что добавить в вашу , надеюсь, искреннюю попытку познать предмет, о котором вы пишите. Немного о себе: мне уже за 60,по образованиям я и музыкант и филолог и финансист, по вере - христианин, крещенный Святым Духом (если эта характеристика вам о чем то говорит).
Прежде того, что я имею сказать о предмете вашего поста,я хотел бы привести ниже слова Апостола Павла из его послания Коринфянам :
"И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией. Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих,
но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,
которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы. Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов."
(1Кор.2:4-16)
Скажите: "К чему такое длинное вступление?"
А я это к тому, что о сём предмете надобно судить духовно, потому-что душа это драгоценнейшая часть Божьего творения под названием ЧЕЛОВЕК.
"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою."
(Быт.2:7)
Человек триедин (тело, душа и дух)
Тело человека - это его плоть (наши кости, мышцы, внутренние органы)
Душа - это наша индивидуальность, наш интелект, наши мысли, наши зания, наши чувства.
Дух - это жизнь, это Божье дыхание в нас, это то, без чего само понятие ЧЕЛОВЕК бессмысленнно.
В одной из книг Библии апостол Павел пишет:
"Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы."
(Галатам 5:16,17)
О чем это?
О душе, о том пути, который мы вбираем, о том к чему стремиться наша душа.
Когда мы говорим ПЛОТСКОЙ ЧЕЛОВЕК, мы представляем человека мало отличающегося от животного, которым руководят его инстинкты: выпить, пожрать, совокупиться, поспать и пр.
Когда мы говорим ДУХОВНЫЙ ЧЕЛОВЕК, мы представляем человека, над которым не властна его плоть, его инстинкты.
И каким станет человек зависит от того , за чем пойдет его душа: за плотью или за духом.
60 лет назад поэт Николай Заболоцкий написал замечательное стихотворение о душе:
НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
1958
Могу еще много писать на эту тему, если пожелаете продолжить дискуссию. А сейчас уже глубокая ночь. Утром на работу...
Будьте благословенны!
@konstantin54, ваш посыл как верующего человека, понятен. Но согласиться я со всеми этими рассуждениями не могу. Душа как некий поэтический образ ( как у Заболоцкого, и вообще в поэзии) имеет место быть, но если разбираться с точки зрения науки в 21 веке, то управляет всеми нашими помыслами, реакциями, поведением все-таки, мозг. Именно там формируются и этика, и совесть, и то, что вы называете духом - все идет через мысль. Это не я придумала - это поняли люди давно, в эпоху Просвещения, когда отказались от средневековых догматов церкви и начали двигать науку, изучать физику, химию, биологию. Ведь церковь все это тормозила, согласитесь. Я - на стороне науки и гуманизма, гуманного отношения к человеку, чего церковь никогда не демонстрировала, призывая страдать при жизни ради спасения души после смерти, уничтожая несогласных (сколько крови было пролито во славу Бога!)
Вы цитируете апостола -" В одной из книг Библии апостол Павел пишет:
"Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы."
Послушайте, ведь это бред какой-то, о каком противопоставлении можно говорить, дух и плоть должны быть в гармонии, тогда человек может достичь какого-то пусть не счастья, но хотя бы покоя. Вся эта схоластика об умервщлении плоти устарела. И последнее.
Для меня моя религия - русская литература, которая учит иметь совесть, сочувствовать страдающим, не врать и не воровать. Для меня позиция Льва Толстого "бог в душе" гораздо ближе позиций РПЦ. Нравственные законы (то, что вы называете душой) - должны быть осознаны человеком самостоятельно, а не диктоваться страхом перед адом или желанием попасть в рай, как этому учит церковь.
А разговор о душе - он вечный, в поэтическом смысле я ее тоже признаю) Спасибо за участие в дискуссии.
Уважаемая Софья, не сомневаюсь, что вам известно, что ваше имя древнегреческого происхождения и означает мудрость, премудрость, мудрая. И имя прекрасное и его значение.Мне хочется продолжить нашу дискуссию, так-как я вижу, что вы человек, имя которого не может не двигать его к самосовершенствованию, познанию истин, докапыванию до их глубинной сущности. Поэтому, прежде чем далее углубляться в предмет нашей дискуссии, я хотел бы рассказать вам о том, что наш Творец ( существование которого вы отвергаете) вложил в понятие МУДРОСТЬ.Прежде всего, мудрость - не есть сумма знаний, какими бы многочисленными и глубокими они не были.
Можно быть хоть трижды лауреатом Нобелевской премии, быть академиком десятка самых престижных академий и при этом с позиции Бога быть глупцом. Мудрый Соломон в первой же Притче пишет:"Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление."
(Прит.1:7)
Он знал, о чем говорил, потому-что получил мудрость не от своих учителей, не от отца своего Давида, а от Самого Бога:
" И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря."
(3Цар.4:28,29)
Отец Соломона Давид писал:"Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость."
(Пс.50:8)
Опять же Соломон: "Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум; "
(Прит.2:1-6)
Бог четко разграничивает понятия УМ и МУДРОСТЬ:
"Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих."
(Прит.3:5-8)
"Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение."
(Прит.15:33)
Бог любит свое творение -ЧЕЛОВЕКА, и его любящему сердцу очень больно, когда его дети отворачиваются от Него, даже не сделав попытки понять и принять Его:
"В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: "не взыщет"; во всех помыслах его: "нет Бога!" "
(Пс.9:25)
"...Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога". "
(Пс.13:1)
Понимаете, о чем я говорю? Это совершенно неблагодарное и безуспешное занятие - пускаться в рассуждения о том, что такое душа с позиции отрицания Бога. Это,- как о птицах без неба, как о рыбах без воды, как о борще без капусты...
Бог повелел мне идти и говорить каждому человеку, кем бы он не был, о том, что:
"Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу."
(Прит.21:30)
Никогда и никто не сможет о чем либо судить верно безо всяких МОЖЕТ БЫТЬ, СКОРЕЕ ВСЕГО, ВЕРОЯТНО и пр., если он пренебрегает Божье СЛОВО. И это старая история, как мир...
"Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем; но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом.
Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого. Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа;"
(2Кор.4:1-5)
Бог любит вас и, думаю, если ДУША человека вам настолько интересна, что вы посвящаете немалое время на на.писание поста на эту тему, то это говорит только о том, что Бог стучится в ваше сердце.
" Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною."
(Откр.3:19-20)
Будьте благословенны!
Благодарю! И все может быть...
@vik 100%